Федеральное бюджетное учреждение науки "Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены" федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

ВТОРОГО СОЗЫВА

РЕШЕНИЕ

(двадцать вторая сессия)

от 02 декабря 1999 года

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ

ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ" НА 2000 - 2010 ГОДЫ

Новосибирский областной Совет депутатов решил:

1. Утвердить областную целевую программу "Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой" на 2000 - 2010 годы (прилагается).

2. Предложить администрации области определить объемы финансирования мероприятий программы в 2000 году, в рамках бюджета Новосибирской области на 2000 год.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Совета

В.В.ЛЕОНОВ

Утверждена

Решением 22 сессии

областного Совета депутатов

от 02.12.1999

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ

НА 2000-2010 ГОДЫ

1. ПАСПОРТ

ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

 

┌──────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

│Наименование программы    │"Обеспечение населения Новосибирской │

                          │области питьевой водой" на 2000 -   

                          │2010 г.г.                           

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Наименование, дата и номер│Постановление главы администрации   

│нормативного акта о       │Новосибирской области от 29.01.98.  

│разработке Программы      │N 52 "О разработке проекта областной │

                          │целевой программы "Обеспечение      

                          │населения Новосибирской области     

                          │питьевой водой"                     

                          │Постановление Правительства РФ от   

                          │06.03.98. N 292 "О концепции         

                          │федеральной целевой программы       

                          │"Обеспечение населения России       

                          │питьевой водой и осуществление      

                          │первоочередных мероприятий по       

                          │улучшению водоснабжения населения"  

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Наименование, дата и номер│                                    

│нормативного акта об                                           

утверждении Программы                                         

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Государственный заказчик  │Комитет жилищно - коммунального     

│Программы                 │хозяйства администрации Новосибирской│

                          │области                             

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Руководитель Программы    │Председатель комитета жилищно -     

                          │коммунального хозяйства администрации│

                          │Новосибирской области               

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Разработчик Программы -   │Акулов А.И., Центр госсанэпиднадзора

временный творческий      │в г. Новосибирске                   

│коллектив в составе:      │Артеменок Н.Д., д.т.н., Сибирский   

                          │Государственный университет путей   

                          │сообщения                            

                          │Бракк В.Г., Новосибирский групповой 

                          │водопровод                          

                          │Галкин Н.К., ГП "Новосибжилкомхоз"  

                          │Глухова Н.И., Центр госсанэпиднадзора│

                          │в Новосибирской области             

                          │Грузнов В.М., к.т.н., - КТИ         

                          │геофизического и экологического     

                          │приборостроения, СО РАН             

                          │Зиненко В.И., Зап. - Сиб. УГМС      

                          │Едапин В.А., НовосибКомприродресурсы

                          │Кочетков В.А., Новосибирский        

                          │ГИПРОкоммунводоканал;               

                          │Креймер М.А., к.э.н. МНПЦЧСГЭ МЗ РФ 

                          │Михеев В.Н., Центр госсанэпиднадзора

                          │в Новосибирской области              

                          │Самсонов Г.Л., отдел геологии       

                          │НовосибКомприродресурсов            

                          │Трофимович Е.М. д.м.н., руководитель │

                          │МНПЦЧСГЭ МЗ РФ                       

                          │Шишмарев А.Т., к.т.н. - КТИ         

                          │геофизического и экологического     

                          │приборостроения, СО РАН             

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Цели и задачи Программы,  │Улучшение обеспечения населения     

│важнейшие целевые         │питьевой водой нормативного качества │

│показатели                │и в достаточном количестве; улучшение│

                          │на этой основе состояния здоровья   

                          │населения и оздоровление социально - │

                          │экологической обстановки в          

                          │Новосибирской области;              

                          │восстановление, охрана и рациональное│

                          │использование источников питьевого  

                          │водоснабжения.                      

                          │Для достижения поставленных целей    

                          │необходимо решить следующие задачи: 

                          │а) совершенствование организационной

                          │структуры управления по обеспечению 

                          │населения Новосибирской области     

                          │питьевой водой, создание            

                          │Исполнительного Совета по           

                          │координации, научному и             

                          │производственному контролю за       

                          │выполнением программных мероприятий; │

                          │б) разработка местных (районных,    

                          │городских) программ обеспечения     

                          │населения районов (городов) области 

                          │питьевой водой;                     

                          │в) создание системы мониторинга     

                          │качества питьевой воды и ее         

                          │источников, соответствующей         

                          │санитарному законодательству и      

                          │мировым стандартам;                 

                          │г) развитие нормативной правовой базы│

                          │и хозяйственно - экономического     

                          │механизма питьевого и хозяйственно - │

                          │бытового водопользования на основе  

                          │разграничения полномочий на различных│

                          уровнях управления;                 

                          │д) создание и апробация блочно -    

                          │модульной системы улучшения качества │

                          │питьевой воды из                     

                          │высокоминерализованных источников;  

                          │е) научно - техническое, санитарно - │

                          │гигиеническое обоснование и         

                          │разработка мероприятий по обеспечению│

                          │жителей районов области питьевой    

                          │водой;                              

                          │ж) организация зон санитарной охраны │

                          │источников питьевого водоснабжения и │

                          │разработка нормативов предельно     

                          │допустимого воздействия на          

                          │поверхностные источники питьевой воды│

                          │с целью предотвращения заболеваний  

                          │населения;                          

                          │з) разработка и проведение          

                          │мероприятий по повышению санитарно - │

                          │технического состояния и улучшению  

                          │работы водопроводных сетей,         

                          │проведение ремонтно - строительных  

                          │работ скважин, перспективных для    

                          │водоснабжения сельского населения,  

                          │совершенствование технологии        

                          │обработки воды на водоочистных      

                          станциях                            

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Сроки (сроки этапов)      │I этап   - 2000 г.                  

│реализации Программы      │II этап  - 2001 - 2005 гг.          

                          │III этап - 2006 - 2010 гг.          

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Объемы финансирования     │2000 г. - 139,986 млн. руб., в т.ч. 

│(с расшифровкой по        │обл. бюджет <*> - 2,091 млн. руб.    

│годам и источникам)       │территор. бюджеты и внебюджетные    

                          │экофонды - 137,895                  

                          │2001 - 2005 гг. 229,958 млн. руб. в 

                          │т.ч.: обл. бюджет - 3,502 млн. руб.; │

                          │территор. бюджеты и внебюджетные    

                          │фонды - 226,456 млн. руб.;          

                          │2006 - 2010 гг. -209,057 млн. руб., в│

                          │т.ч.: обл. бюджет - 5,702 млн. руб.; │

                          │территор. бюджеты и внебюджетные    

                          │экофонды - 203,355 млн. руб.        

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Ожидаемые конечные        │Кардинальное улучшение качества     

│результаты реализации     │питьевой воды и здоровья населения  

│Программы                 │Новосибирской области               

├──────────────────────────┼─────────────────────────────────────┤

│Сумма финансовых затрат   │50,0 тысяч рублей. Бюджет           

│на разработку Программы   │Новосибирской области на 1998 г.    

│и источники их                                                

│финансирования                                                

└──────────────────────────┴─────────────────────────────────────┘

 

   

--------------------------------

<*> - объемы финансирования из областного бюджета ежегодно корректируются при принятии Закона об областном бюджете Новосибирской области на соответствующий год. Финансовые затраты на реализацию Программы рассчитаны в ценах 1998 г. На последующие годы проводится индексация затрат в соответствии с фактическим индексом цен.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящей Программе используются следующие основные понятия:

воды - вся вода, находящаяся в водных объектах;

поверхностные воды - воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах;

подземные воды - воды, находящиеся в подземных водных объектах;

пользование водными объектами (водопользование) - юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов;

водопользователь - гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами;

водопотребитель - гражданин или юридическое лицо, получающие в установленном порядке от водопользователя воду для обеспечения своих нужд;

качество подземных и поверхностных вод - наличие в воде вредных веществ, которые ограничивают использование водных объектов либо негативно влияют на состояние здоровья населения;

санитарные нормы - допустимое максимальное или минимальное количественное или качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности или безвредности для человека;

санитарно - эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

зона санитарной охраны источников водоснабжения - территория вокруг источника водоснабжения, назначением которой является защита мест водозобора от случайного или умышленного загрязнения и предупреждение загрязнения воды источников водоснабжения.

Предметом регулирования данной Программы является система водоснабжения и качество питьевой воды, как основы жизни и деятельности людей, обеспечивающее экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, проживающего на территории Новосибирской области.

Настоящая программа разработана во исполнение постановления главы администрации области от 29.01.98 N 52 "О разработке проекта областной целевой программы "Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой", с учетом рекомендаций постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.98 N 292 "О концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения" и рекомендаций Комитета Совета Федерации по науке, культуре, здравоохранению и экологии Федерального Собрания Российской Федерации от 11.12.97 N 3.9 - 33/1091 "Об обеспечении населения Российской Федерации питьевой водой".

Законодательной и нормативной основой Программы явились следующие документы:

1. Водный кодекс РФ;

2. Закон РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения";

3. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.544-96 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников";

4. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды и системе питьевого водоснабжения. Контроль качества";

5. Санитарные правила и нормы СанПиН 3.05.04-85 "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"

6. Санитарные правила и нормы СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно - питьевого назначения;

7. Постановление главы администрации Новосибирской области от 21.07.97 N 379 "О нормативах предельно - допустимых вредных воздействий на водные объекты";

8. Постановление главы администрации Новосибирской области от 18.03.98 N 155 "Об установлении минимальных размеров водоохранных зон и защитных прибрежных полос водных объектов Новосибирской области".

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

При разработке Программы проанализирована организация питьевого водоснабжения населения Новосибирской области за последние 30 лет.

Из 1481 города и сельских поселений в Новосибирской области, поверхностные источники питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения используются в 39 городах и селах. Поверхностные воды имеют неблагоприятный микробиологический признак качества и недостаточно изучены в санитарно - токсикологическом отношении. За последние 15 лет они превратились в устойчивый природный резервуар холероопасной флоры, кишечных вирусов и сальмонелл.

Подземные воды используются для питьевых целей во всех поселениях области, в т.ч. и малых селах, централизованное водоснабжение которых на основе традиционных методов водоподготовки технически затруднено. Более 95 % подземных вод в области неблагоприятны по органолептическим, обще санитарным и санитарно - токсикологическим показателям в связи с высоким содержанием минеральных солей и химических элементов. В результате 425 тыс. человек проживают в районах "повышенного риска" и 200 тыс. человек на "опасной" территории по влиянию питьевой воды на здоровье. У населения этих территорий регистрируется повышенная заболеваемость язвой желудка и 12-перстной кишки, гипертонической болезнью, нарушение функции почек и водно - солевого обмена в организме. Данные, характеризующие влияние качества питьевой воды на здоровье населения, приведены в таблице.

При водоснабжении из подземных источников основным фактором риска для здоровья населения является токсикологический и органолептический - повышенное содержание в воде минеральных солей, ионов натрия, бора, железа, а также высокая жесткость и щелочность.

Питьевое водоснабжение из поверхностных источников в городах осуществляется относительно надежными системами горводоканалов.

Питьевое водоснабжение сельского населения проектировалось и развивалось в двух направлениях:

1 - групповыми водопроводами из рек Оби, Иртыша и подземных вод;

2 - индивидуальными водопроводами из подземных источников. Улучшение качества подземных вод до санитарных норм не предусматривалось.

Обеспечение населения питьевой водой подлежит государственному регулированию, поскольку это важнейший фактор, определяющий качество жизни каждого человека. При этом необходимость синхронного решения широкого круга организационно - правовых, медико - социальных и инженерно - конструкторских задач в проблеме водоснабжения населения требует использования программно - целевого подхода и включения целевой программы в бюджетный процесс Новосибирской области.

Уровень распространенности заболеваний

в сельских районах Новосибирской области

в зависимости от качества питьевой воды

Наименование классов
болезней

Количество случаев заболеваний на 1000 человек

Территории повышенного
риска (Ордынский,
Баганский, Болотнинский,
Здвинский, Купинский,
Убинский, Каргатский,
Чулымский, Черепановский,

Опасные территории
(Барабинский, Венгеровский,
Карасукский, Краснозерский,
Кочковский, Куйбышевский,
Татарский, Усть-Таркский,
Чановский, Чистоозерный)

Детское население

Общая заболеваемость

865

941

Болезни крови и кроветворных тканей

нет

5

Болезни системы кровообращения

нет

1,2

Болезни мочеполовой системы

нет

18,8

Подростки

Общая заболеваемость

419

694,9

Болезни системы кровообращения

нет

3,6

Болезни органов пищеварения

нет

30,4

Болезни мочеполовой системы

нет

10,1

Взрослые

Общая заболеваемость

269

454

Новообразования

нет

6,9

Болезни эндокринной системы, органов
пищеварения и обмена веществ

нет

3,6

Предметом оптимизации в Программе является многоуровневая система питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения населения, ресурсами - социальная инфраструктура, лечебно - профилактические, проектно - конструкторские, строительные организации, аналитическая база, денежные средства, критериями - санитарно - гигиенические нормативы и правила, регламентирующие санитарно - противоэпидемический режим эксплуатации источников питьевого водоснабжения населения и качество воды. В итоге, оптимизация обеспечения населения области питьевой водой сводится к разработке оптимального плана финансирования различных объектов инфраструктуры и здравоохранения из соответствующих статей бюджета и улучшение на этой основе здоровья населения области.

Районы Новосибирской области имеют не одинаковые источники питьевого водоснабжения как по качеству воды, так и по природно - экологическим характеристикам, а следовательно и по затратам. Однако независимо от сложности проблемных ситуаций в различных населенных пунктах области, общим направлением программы является:

а) минимизация расходов на выполнение программных мероприятий;

б) увеличение социального эффекта на единицу затрат;

г) доведение качества питьевой воды до требований санитарных норм и правил;

д) дифференцированный выбор схем налогообложения водопользователей с учетом качества водоисточников, условий водоподготовки и состояния здоровья населения.

При системном подходе для разных районов области определен набор общих программных мероприятий.

Программа рассматривается как важнейшая составная часть плана экономического и социального развития Новосибирской области. Ускоренное внедрение передовых отечественных достижений по подготовке питьевой воды, особенно для малых и средних сельских поселений, позволит достичь современных санитарных норм, устранить факторы риска для здоровья населения и получить существенную экономию финансовых средств за счет сокращения объемов работ по неэффективным для Новосибирской области технологиям водоподготовки. Выполнение Программы позволит устранить хроническое неблагоприятное действие водного фактора на здоровье значительной части населения Новосибирской области.

4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели:

улучшение обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве; улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально - экологической обстановки в Новосибирской области; восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения.

Задачи:

а) развитие нормативно - правовой базы и хозяйственно - экономического механизма питьевого и хозяйственно - бытового водопользования на основе разграничения полномочий на различных уровнях управления;

б) совершенствование организационной структуры управления по обеспечению населения Новосибирской области питьевой водой, создание органа по координации, научному и производственному контролю за выполнением программных мероприятий;

в) создание системы мониторинга качества питьевой воды и ее источников, соответствующей санитарному законодательству и мировым стандартам.

г) разработка местных (районных, городских) программ обеспечения населения районов (городов) области питьевой водой.

д) научно - техническое, санитарно - гигиеническое обоснование и разработка мероприятий по обеспечению жителей районов области питьевой водой;

ж) разработка и проведение мероприятий по повышению санитарно - технического состояния и улучшению работы водопроводных сетей, проведение ремонтно - строительных работ скважин, перспективных для водоснабжения сельского населения, совершенствование технологии обработки воды на водоочистных станциях;

з) организация зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и разработка нормативов предельно допустимого воздействия на поверхностные источники питьевой воды с целью предотвращения заболеваний населения;

и) создание и апробация блочно - модульной системы улучшения качества питьевой воды из высокоминерализованных источников;

Мероприятия Программы выбраны с учетом требований Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", утвержденной постановлением Правительства РФ от 06 марта 1998 г. N 292.

При водоснабжении из поверхностных источников приоритетными признаны мероприятия по санитарной охране рек, а из подземных - по улучшению солевого и микроэлементного состава питьевой воды. В сельских поселениях планируется, кроме увеличения количества скважин и водопроводных сетей, подготовка питьевой воды по передовым технологиям на блочно - модульных установках в физиологически необходимых количествах соответствующей санитарным нормам по качеству.

Создание исполнительного органа Программы также предусмотрено Концепцией Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", утвержденной постановлением Правительства РФ от 06 марта 1998 г. N 292.

Наличие такого органа позволит оперативно координировать усилия различных ведомств и организаций по выполнению Программы и соблюдению утвержденных принципов ее реализации.

Законодательная база программы должна содержать областной закон об обеспечении населения питьевой водой, систему нормативов ПДВВ, законодательные документы о бюджетном процессе и местном самоуправлении.

Каждый район и город области имеет существенные специфические особенности питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения населения, относящиеся как к типу поселений, так и к качеству воды источников водоснабжения. На территориях районов и городов разведены различные водоносные горизонты, отличающиеся неодинаковым сочетанием качественных характеристик воды. Специфика гидрогеологических, общесанитарных, социально - экономических и градостроительных условий требует разработки районных (городских) программ обеспечения населения питьевой водой путем корректировки и территориальной привязки основных решений Программы.

К мониторингу качества воды при организации питьевого водоснабжения предъявляются исключительно высокие требования. Для выполнения санитарных норм и правил контролирующие лаборатории должны быть обеспечены современной аппаратурой и иметь персонал высочайшей квалификации. В области эти условия выполнимы при объединении усилий институтов Академии наук и учреждений Минздрава России (Органа по сертификации питьевой воды Новосибирского Центра Госсанэпиднадзора, Межрегионального научно - практического центра по чрезвычайным ситуациям и гигиенической экспертизе Минздрава России, и др.). Такое объединение возможно при создании комплексной специализированной лаборатории или Центра. Финансирование Центра возможно частично за счет средств областного бюджета и преимущественно на хозрасчетной основе.

Несмотря на разнообразие качества подземных вод в различных районах области, анализ показал возможность классифицировать методы обработки воды по блочно - модульному принципу применительно к конкретным водопроводам в сельских поселениях. Необходимость устранения сложного сочетания неблагоприятных свойств воды будет достигаться за счет целенаправленной компоновки блоков сооружений по водоочистке. Производство таких блоков возможно на специально созданной в области производственной базе. Такой подход наиболее выгоден как в плане ускоренной реализации научных разработок, так и в плане создания дополнительных рабочих мест и, естественно, коренного улучшения водоснабжения сельского населения. Существующие типовые установки не могут устранить весь комплекс неблагоприятных свойств подземных вод в сельских районах области. Разработка и внедрение блочно - модульной системы обеспечит быстрое и эффективное решение проблемы улучшения качества подземных питьевых вод для всех сельских поселений. Одновременная разработка системы профилактики болезней, вызванных вредным влиянием питьевой воды на организм, позволит коренным образом улучшить медико - социальные показатели качества жизни сельского населения области.

640 тыс. чел. сельского населения области подлежит углубленному медицинскому обследованию в связи с хроническим неблагоприятным действием питьевой воды на организм. На базе Областной клинической больницы, Межрегионального научно - практического центра по ЧС и гигиенической экспертизе Минздрава России и центральных районных больниц необходимо провести обследование в первую очередь детского населения и лиц в группах повышенного риска в Усть-Тарском, Венгеровском, Чановском, Кочковском, Карасукском, Татарском, Купинском, Куйбышевском, Чистоозерном, Барабинском, Краснозерском, Ордынском, Баганском, Убинском, Каргатском, Чулымском и Черепановском районах. Мероприятия по профилактике неинфекционных заболеваний, связанных с водным фактором, должны быть проведены по унифицированной схеме, что более эффективно и экономически выгодно.

Санитарная охрана источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения будет реализована путем разработки гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах санитарной охраны поверхностных и подземных источников воды с учетом сложившейся и перспективной санитарной ситуации, а для области в целом - путем разработки Генеральной схемы комплексного использования и охраны водных объектов.

В Новосибирской области отсутствует система менеджмента питьевого водоснабжения, обеспечивающая рынок услуг в этой важной сфере, без которого невозможна организация динамически надежного обеспечения населения питьевой водой. Планируется, в первую очередь, оказать всем районам области научно - техническую помощь в решении проблемы качественного питьевого водоснабжения в рамках единой концепции, предусматривающей переход от затратного экстенсивного пути к интенсивному высокотехнологичному В каждом районе области будет идти поиск таких решений, которые были бы наиболее эффективны и экономичны применительно к конкретным условиям поселения.

Система менеджмента питьевого водоснабжения является важным организационно - методическим инструментом выполнения областной целевой программы. Менеджмент включает:

1. Изучение состояния источников питьевого водоснабжения и фиксированный анализ обнаруживаемых проблемных ситуаций;

2. Выявление факторов риска и определение конкретных путей их устранения для предотвращения негативных медицинских, социальных и экономических последствий, координацию деятельности служб по контролю качества воды с участием новых аналитических структурных единиц;

3. Разработку мероприятий по устранению реальных недостатков в системах питьевого водоснабжения и обеспечения санитарной надежности водоисточников;

4. Содействие принятию органами самоуправления районов оптимальной производственно - финансовой стратегии и политики по реализации областной программы;

5. Помощь в экономической оценке прямых и косвенных затрат на создание новых технологий, в том числе блочно - модульных систем водоподготовки, эксплуатации водопроводов, распределению питьевой воды, консультации для поиска экономических возможностей финансирования необходимых инвестиций в эксплуатационные и контролирующие службы водоснабжения;

6. Помощь в создании производственной организационной структуры по выполнению менеджмента питьевого водоснабжения сельских районах;

7. Воспитание санитарно - экологического мышления у специалистов и населения в отношении питьевого водоснабжения, мотивации прямых и опосредованных служб к участию в создании надежного питьевого водоснабжения в каждом поселении области, повышение квалификации работников служб предприятий, питьевого водоснабжения в сельских поселениях, проведение семинаров по обмену передовым опытом.

Система менеджмента питьевого водоснабжения будет охватывать весь процесс эксплуатации источников воды, водоподготовки и распределения питьевой воды. К участию в менеджменте будут привлечены ведущие специалисты области по водоснабжению. Выполнение плановых мероприятий Программы в районах и поселениях области будет реализовываться после получения положительных результатов менеджмента.

5. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

6. СВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ

Источники и направления
расходов

ВСЕГО,
тыс. руб.

в том числе по годам,
тыс. руб.

2000

2001-2005

2006-2010

ВСЕГО ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ

579001

139986

229958

209057

в том числе из:

областного бюджета

11295

2091

3502

5702

бюджетов районов и городов

560365

135189

223956

201220

внебюджетных фондов

7341

2706

2500

2135

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

526020

121309

212276

192435

в том числе из:

областного бюджета

4800

1000

1000

2800

бюджетов районов и городов

514229

117603

209126

187500

внебюджетных экофондов

6991

2706

2150

2135

НИОКР

33700

12700

10850

10150

в том числе из:

областного бюджета

1400

400

300

700

бюджетов районов и городов

32300

12300

10550

9450

внебюджетных экофондов

--

--

--

--

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

19281

5977

6832

6472

в том числе из:

областного бюджета

5095

691

2202

2202

бюджетов районов и городов

13836

5286

4280

4270

внебюджетного фонда ОМС

350

350

7. СВОДНЫЕ ЗАТРАТЫ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Система мероприятий по обеспечению населения Новосибирской области питьевой водой решена как наукоемкая проблема, что позволило использовать наиболее прогрессивные и экономически целесообразные решения. Программа включает финансирование мероприятий производственной, непроизводственной сферы и социального обслуживания.

К мероприятиям производственной сферы отнесены затраты на проектирование, строительство водопроводных станций в сельской местности, и создание производства блочно - модульных систем водоподготовки.

В районах "опасных" по влиянию питьевой воды на здоровье населения затраты, предусмотренные программой составят 211445 тыс. руб. на 499 поселений, в районах "повышенного риска" - 164325 тыс. руб. (377 поселений) и в районах риска 156095 тыс. руб. (451 поселение). В районах на первых двух территориях из перечисленных, затраты в среднем на одно поселение составят 430 тыс. руб., а на территории "риска" 346 тыс. руб., т.е. меньше, т.к. водоподготовка в них преимущественно не нуждается в обессоливании и предусматривает в основном обезжелезивание воды.

Сумма, планируемая на выпуск и монтаж блочно - модульных систем, составляет для области 321,85 млн. руб., на ремонт и строительство водопроводных сетей - 171,42 млн. руб.

Для сравнения, только ремонт водопроводных сетей на основе старых проектов водоснабжения сельских поселений по данным территориальных администраций городов и районов области на 90 млн. рублей превышает затраты на выполнение настоящей программы, где впервые в Новосибирской области предусмотрено подготовка питьевой воды, соответствующей санитарно - гигиеническим нормативам.

К числу социальных результатов, не требующих капитальных вложений, при реализации мероприятий Программы, относятся улучшение условий жизни почти 700 тысяч человек сельского населения Новосибирской области, увеличения продолжительности их жизни, повышение деловой активности, снижение заболеваемости.

Широкий социальный эффект Программы достигается за счет охвата всего населения Новосибирской области, а минимизация затрат при ее реализации будет достигнута путем учета специфики природных источников, возможности организации надежных систем бесперебойного питьевого водоснабжения для каждого типа поселения.

Дополнительным источником экономии средств в бюджете области является ориентация на ремонт существующих скважин вместо дорогостоящего строительства новых, а также использование современных геофизических методов детальной разведки наиболее доброкачественных источников питьевой воды.

Устранение неблагоприятного действия на организм человека минеральных солей и микроэлементов подземных питьевых вод при водоподготовке на сооружениях блочно - модульного типа приведет к улучшению здоровья около 640 тысяч человек в сельских поселениях Новосибирской области. По мере реализации Программы снизятся затраты, прежде всего на лечение таких тяжелых заболеваний, как язва желудка и 12-ти перстной кишки, урологической и сердечно - сосудистой патологии.

Выполнение мероприятий по водоподготовке позволит ликвидировать нарушение водно - солевого равновесия в организме и нарушение функции почек, ликвидировать вспышки острой дизентерии в Татарске и Усть-Тарке, Баганском, Болотнинском, Карасукском, Краснозерском, Куйбышевском и Маслянинском районах области, сократится уровень заболеваемости населения острыми кишечными заболеваниями, дизентерией и гепатитом-А в городах Новосибирске, Бердске и Искитиме. Улучшение качества питьевой воды обеспечит снижение уровня распространенности заболеваний в сельских районах области повышенного риска и опасных по влиянию питьевых вод на организм на 15 %.

9. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Координацию, научный и производственный контроль за выполнением программных мероприятий осуществляет специально созданный Исполнительный Совет Программы. Общий контроль за ходом реализации Программы и расходованием финансовых средств осуществляет государственный заказчик - комитет жилищно - коммунального хозяйства администрации Новосибирской области.